Внедрение ФГОС: первый опыт

Опубликовано в Педагогам  Автор: adminGWP
Февраль 25th, 2017

В дaннoй стaтьe гoвoрится o нeoбxoдимoсти мoдeрнизaции сoврeмeннoгo oбрaзoвaния, o пeрвoм oпытe внeдрeния ФГOС — внeурoчнoй дeятeльнoсти, кoтoрaя включeнa в oснoвную oбщeoбрaзoвaтeльную прoгрaмму нaчaльнoгo oбщeгo oбрaзoвaния.

Ключeвыe слoвa: дуxoвнo-нрaвствeнныe цeннoсти, сaмoрeaлизaция, сaмoвoспитaниe, сaмoрaзвитиe, нaрoднaя культурa, измeнeния в oбрaзoвaнии.this article it is spoken about necessity of modernization of modern education, on the first experience of implementation of the GEF — extra-curricular activities, which is included in the basic educational program: spiritually-moral values, self-top, self-development, folk culture, changes in education.

«Врeмя eсть вeличaйший из нoвaтoрoв», — гoвoрил aнглийский филoсoф Фрeнсис Бэкoн. Врeмя зaтрaгивaeт всe сфeры чeлoвeчeскoй жизни, в тoм числe и oбрaзoвaниe, требуя его обновления. Введение новых образовательных стандартов — это требование времени. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личных качеств созидателя, творца, как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека в развитии общества в целом. Именно поэтому новый «Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию» [1].

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2].

Эти ценностные ориентиры образования были созданы много лет назад. И, на протяжении веков, ведущие педагоги мира собирали и описывали опыт формирования у учащихся способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся самостоятельными и учатся на протяжении всей жизни.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС второго поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2].

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Народная культура открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Культура (народное искусство) обладает большими воспитательными возможностями. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [1].

В учебном плане ФГОС НОО отводятся часы на внеурочную деятельность. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Юный художник», которая является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство» […], рекомендованная Министерством образования Российской Федерации и дополнительная образовательная программа «Исток» студии «Сказка». Она так же является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере изучения традиций и обычаев народов России.

Так как у младших школьников ведущей формой деятельности является игровая, то реализация программы осуществляется через игру — путешествие «К истокам народной культуры».

Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность. Культура интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. В основу данной программы положена идея диалога двух культур (русской и алтайской).

На важную роль изобразительного искусства в нравственном, эстетическом воспитании молодых поколений, в формировании их духовного мира указывали многие выдающиеся мыслители, деятели культуры и науки, художники, писатели, учёные разных стран и народов. Помимо решения воспитательных задач, занятия рисованием, изобразительным творчеством имеют практическое значение в любой отрасли деятельности человека. Умение рисовать, которое является своеобразным языком общения, фиксацией мысли, результатом воображения, замысла, проектной деятельности человека.

Существенна роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания. Как же организовать свою работу? Какие средства и методы можно применить, для развития творческих способностей обучающихся? Каждый идёт своей дорогой к истине. В своей работе использую следующие методы: исследовательский; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; дедуктивный. Основополагающими в моей работе стали принципы: научности, систематичности, последовательности, наглядности и доступности. модернизация образование внеурочный изобразительный

При обучении детей изобразительному искусству, осуществляю тесную связь с традициями народных художественных ремёсел. Без этого обучение искусству может быть оторвано от реальной жизни, т.к. народные промыслы являются первоосновой профессионального искусства.

Любой народный промысел — это коллективное творчество. Погружение в него учеников способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста.

Сближение с русской народной культурой современной молодежи необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, повышается интерес к познанию окружающего мира через игру, песни, импровизации.

Содержание ФГОС начального общего образования открыло новые возможности для духовно-нравственного воспитания детей, одним из средств которого является народное искусство. В последние годы повсеместно началось приобщение к народным истокам, возрождение старинных обычаев и обрядов. Нельзя «прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа» [4].

Библиографический список

1.Теплов, Б.Н. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.Н. Теплов // Известия АПН РСФСР. Вып.11. С.7.

.Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. — [Электронный ресурс] режим доступа — URL:#»justify»>.Величко, Н.К. Русская роспись / Н.К. Величко. Москва: Аст-пресс, 2010. 224 с.

.Туманова, Е. С. В мире красок народного творчества / Е.С. Туманова. В.: Учитель, 2009. 222 с.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии закрыты.