Региональный компонент как средство патриотического воспитания

Опубликовано в Педагогам  Автор: AdminGWP
19 января, 2017

В данной статье рассматривается содержание воспитания у дошкольников, любви к малой родине. К указанным темам занятий имеются авторские разработки конспектов с иллюстративным материалом, сценарии развлечений.

Ключевые слова: Рязань, малая родина, история, богатыри, родной край, патриотическое воспитание, краеведение.

In this paper we consider the content of education in preschool children, love for homeland. By training these topics are authoring abstracts with illustrative material, scripts entertainment. words: Ryazan, small homeland, history, heroes, homeland, patriotic education, local history.

В настоящее время воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения особенно актуально. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова Н.Ю. Шведовой дается такое толкование: «Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [5; 496]. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего детства.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Этим объясняется актуальность темы. Детям необходимо знать историю своего народа, его культуру. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живёшь. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Мы живём в Рязани. Рязанская земля богата историческими событиями, великими людьми, неповторимыми культурными памятниками.

Региональный компонент или ознакомление с родным краем естественно «входит» в целостный образовательный процесс. Со второй младшей группы на занятиях по декоративному рисованию знакомим с простейшими элементами рязанской вышивки: «денежка» и «кривоножка». В средней группе на занятиях по лепке дети украшают вылепленные изделия элементами скопинской керамики — точками, волнистыми и вертикальными линиями. В старшей и подготовительной к школе группах знакомим с символикой Рязани, историей города, рязанской народной одеждой, Окским заповедником Рязанским Кремлём, творчеством великого русского поэта Сергея Есенина, людьми, которые прославили рязанскую землю. Во время развлечений были показаны спектакли «Авдотья Рязаночка» и «Пётр и Феврония».

Краеведение помогает реализовать идею воспитания активного гражданина России, патриота малой родины. В основу регионального компонента положена система знаний по ознакомлению с прошлым родного края. Введение краеведческого материала в работу с детьми происходит с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку (семья, улица, город), личностно-значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам. Например, после разговора о семье переходим к рассказу о Петре и Февронии, о новом празднике России — Дне семьи, любви и верности. Праздник отмечается в день памяти этих святых в городе Муроме, где княжил Пётр. Не всем известно, что во времена жизни святых город относился к Рязанскому княжеству, а Феврония жила деревне Ласково, стоявшей на рязанской земле.

«Увёз Пётр Февронию в Муром, сделал княгинею. Так Феврония стала жить в Муроме и умерла в один день с Петром. Место, где Феврония молилась, никогда не зарастает травой, и растёт там куст орешника. Потом на этом месте поставили часовню. Много лет прошло с тех пор, а народ ещё помнит Февронию» [7; 14].

Помнит народ святую, потому что она помогала бедным, была верной и любящей женой Петру. Ведь не зря говорят, как проживёшь, так и прослывёшь.

В детском саду дети знакомятся с картиной Виктора Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Картина многим знакома, но мало кто знает, что Добрыня — наш земляк. Последние исследования, изучение архивов убеждают многих в том, что Добрыня Никитич — родом из Рязани. Недавно Московская ассоциация землячества официально признала местом рождения героя Рязанщину.

Вот что говорится в древней былине:

Доселева Рязань

селом слыла,

А ныне Рязань

слывёт городом,

А жил в Рязани

богатый гость,

По имени Никита,

сын Романович.

Девяносто лет жил Никита,

не старился,

Остаётся у Никиты

чадо милое,

Молодой Добрыня

Никитьевич.[2; 70]

О Добрыне рассказывает и В. Сёмин в своей книге «Легенды Рязанского края». «Его отец, богатый гость, Никита Романович» много постарался для процветания Рязани[6; 25]. В битве на реке Калке в 1224 году погибло много русских богатырей, когда русских хитростью и коварством одолели монголо-татары…,погиб и Добрыня Никитич…После сражения на реке Калке летописец с горечью отметил: «С той поры перевелись богатыри на Руси…Добрыня остался в былинах и в народной памяти как самый первый богатырь Рязанской земли»[6; 7].На занятиях и в повседневной жизни дети узнают о детстве богатыря, о его жизни более подробно.

В ХШ веке рязанцы первыми из русских приняли на себя удар орд Батыя. Рязанская земля много лет служила щитом для других городов Руси, потому что была ближе всех к врагам. Летописи с восхищением оценили отвагу и самоотверженность рязанцев в боях. Центральным эпизодом «Повести разорении Рязани Батыем» является рассказ о подвиге Евпатия Коловрата. Этот воевода-богатырь, собрав небольшой отряд, погнался за ордой и с яростью стал крушить врага. Воины Батыя докладывали ему, что ещё не видели таких храбрецов: «Эти люди крылатые, не знают они смерти». Рязанский краевед Дмитрий Бантле ставит под сомнение существование на Рязанской земле богатыря Евпатия Коловрата. Он предполагает, что Евпатий, как и Авдотья Рязаночка, — образ собирательный. Возможно, но это было так давно, и нет точных доказательств [1;58], а эти герои живут в былинах и сказаниях.

На занятии «О людях, которые прославили рязанскую землю» детям рассказывали и о другом богатыре.

Пули падали около,

около ясного сокола,

лишь одна заблудилась —

под сердцем остановилась.

Рухнул в бурьян высокий

умирающий сокол,

балагур из Рязани

с коричневыми глазами.

Это стихотворение написал Е. Маркин Был и у нас на Рязанщине такой сокол: Фёдор Полетаев, которого называли героем двух народов — русского и итальянского, Во время Великой Отечественной войны он был артиллеристом-наводчиком. Федор был в плену, бежал, попал в Италии в партизанский отряд, Итальянцы его называли «Геркулес Фёдор».

год объявлен в России годом литературы. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения нашего земляка Сергея Есенина. «Страной берёзового ситца» называл поэт свою родину — село Константиново. «Знаешь, почему я — поэт? ..У меня родина есть. У меня Рязань!..Нет поэта без родины!» — так сказал однажды Сергей Есенин своему другу. В детском саду дошкольники знакомятся с такими стихами Есенина как «С добрым утром», «Черёмуха», «Пороша», «Берёза». Они учат детей любить свою родину, родную природу, восхищаться её красотой.

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок тоже можно пить —

Там, где омут розовых туманов

Не устанет берег золотить.

Есть на рязанской земле такое чудо — скопинская керамика. Работы скопинских мастеров отличает многообразие народных образов и форм, неповторимая жизнерадостная, добрая русская сказочность. Полканы, медведи и птицы, драконы и львы кажутся живыми. Дошкольники начинают знакомиться со скопинской керамикой со средней группы. В рисовании и лепке дети выражают своё отношение к миру, к творчеству. Это ещё одна ступенька к тому, чтобы стать настоящим патриотом.

Мои предки жили в селе Хамбушево, что недалеко от Рязани. Сейчас это часть Южного промышленного узла города. Название села произошло от «Хан бушевал». Старые жители так его и называли — Ханбушево. Возможно, хан бушевал в 1444 году, когда на Переяславль-Рязанский напал крымский царевич Мустафа. Город он не взял. Захватив большой полон, Мустафа пытался уйти, но суровая зима заставила его остаться в рязанских землях [3; 4-6].

Краеведческий материал помогает уже в дошкольном возрасте развивать нравственные чувства детей, направленные на формирование гражданской позиции. Я хочу, чтобы мои воспитанники любили свою малую родину и стремились бы узнать о ней побольше.

краеведческий подвиг родина воспитание

Литература

1. Газета «ТВ ПАНОРАМА» №2 от 20.01.2015, стр.58

. Газета «Панорама города» №11 от 13.03.2013.

. Д. Коновалов Рязанские истории. Рязань, Московский рабочий, 1990,стр.4-6.

. Л. Майков.О былинах Владимирова цикла. СПб, 1863.

. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.;ООО «ИТИ ТЕХНОГОГИИ», 2003, стр.496.

. С. Сёмин. Легенды Рязанского края. Рязань, РООД «Русские славяне», 2010, стр.7,25.

. Сказки земли Рязанской. МП РСФСР, Рязанский государственный педагогический институт, 1970, стр.14.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии закрыты.