Продуктивные методы в обучении английскому языку

Опубликовано в Педагогам  Автор: AdminGWP
9 января, 2017

Мaгистрaтурa 1 курс,

мeтoдикa oбучeния Ульянoвa В.П.

Нoвaя пaрaдигмa oбрaзoвaния прoдиктoвaнa прoцeссoм пeрexoдa экoнoмики oт индустриaльнoгo к пoстиндустриaльнoму этaпу рaзвития. Сoврeмeннaя, стрeмитeльнo мeняющaяся жизнь зaстaвляeт нaс пeрeсмaтривaть рoль и знaчeниe исслeдoвaтeльскoгo пoвeдeния в жизни чeлoвeкa и исслeдoвaтeльскиx мeтoдoв oбучeния в прaктикe мaссoвoгo oбрaзoвaния. В рoссийскoм oбрaзoвaнии этo вырaжeнo в aктивнo прoявляeмoм стрeмлeнии пeдaгoгoв к внeдрeнию прoдуктивныx мeтoдoв oбучeния.

Услoвиeм функциoнирoвaния прoдуктивныx мeтoдoв являeтся нaличиe прoблeмы. В рaзрeшeнии прoблeмы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

создание проблемной ситуации;

анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой — невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

) Учитель сам ставит проблему и сам ее решает при активном внимании и обсуждении с учениками.

) Учитель ставит проблему, а ученики сами или под руководством учителя находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

) Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить. У ученика появляется возможность самому формулировать проблему (исследовательский метод).

) Учение сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

Современные специалисты проявляют повышенный интерес к доскональному изучению инструментария исследовательского обучения.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать работу обучаемых, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. В теории обучения принято рассматривать «частично-поисковый», или «эвристический», метод как некий первичный этап, предваряющий использование «исследовательского» метода.

Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.

Исследовательский метод — путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Существуют различные формы представления итогов исследовательской деятельности: научные конференции, научные чтения, научные общества школьников, презентации, практикумы, круглые столы и другие. Как показывает практика, учащиеся старших классов могут принять участие в научной конференции школьников памяти академика А.А. Ухтомского в секции «Языкознание». Неоспорим тот факт, что такого рода работа, в первую очередь способствует расширению кругозора учащихся и совершенствует языковую компетенцию.

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь ознакомление учащихся с различными способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать выводы. При организации исследовательской деятельности учащихся важнейшее значение придается формированию коммуникативных навыков и творческих позиций учащихся.

Современные инновационные технологии обучения являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения используются следующие технологии:

) проектные технологии;

) информационные технологии;

) технологии языковых портфелей;

) модульно-блочные технологии.

Рассмотрим использование проектной технологии обучения иностранному языку. В новой образовательной парадигме проектная технология становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно связывает овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет учащемуся выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным.

При обучении иностранным языкам метод проектов, как продуктивный метод обучения, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Таким образом, достигается главная цель обучения иностранным языкам — овладение иноязычной речевой деятельностью, как средством межкультурного взаимодействия.

Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку может организовываться так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. У учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха.

Таким образом, в условиях модернизации современного образования возникла насущная необходимость поиска и внедрения в образовательный процесс таких форм работы, которые бы гармонично сочетали ряд качеств: гуманистический подход к формированию личности учащегося, развитие деловых, творческих качеств личности, способности учащихся к саморазвитию, владению техниками работы с информацией, мотивации собственной деятельности и продуктивной реализации своих возможностей в современном обществе. Исследовательская работа и проектное обучение по английскому языку соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу.

Обучение английскому языку с помощью продуктивных методов способствуют формированию языковой, речевой и социокультурной компетенций, что помогает учащимся принимать участие в диалоге культур.

исследовательский обучение иностранный язык

Список литературы

1.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2.Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся / Н.М. Коптюг / Иностранные языки в школе. — 2003. — №3.

.Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5-8/ А.И. Савенков, — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c.

.Исследовательская деятельность как средство формирования языковой и социокультурной компетенции: Методическая разработка/ Жаркова Н.Л. — Ярославль 2012г.

.Метод проектов на уроках иностранного языка/Полат Е.С./ИЯШ № 2, 3 — 2000 г.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии закрыты.