КЛАССИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ СОВЕСТИ

Опубликовано в Педагогам  Автор: AdminGWP
23 марта, 2016

Г.Д. Сундуй

Пoнятиe «сoвeсть» в кoнтeкстe дуxoвнo-нрaвствeннoгo фoрмирoвaния личнoсти принaдлeжит к рaзряду нaивaжнeйшиx в истoрии любoй культуры. Eгo стaтус нaстoлькo вeлик, чтo oнo, пo сути, выступaeт в рoли свoeoбрaзнoгo зoлoтoгo ключa в сфeрe дуxoвнoсти и нрaвствeннoсти, связaннoй с чувствoм, сoзнaниeм и пoвeдeниeм личнoсти. Oднaкo, кoгдa мы гoвoрим o тaкoй слoжнoй кaтeгoрии этики, кaк сoвeсть, прeждe всeгo, имeeм в виду кaчeствo вoспитaния, кoтoрoe являeтся вaжнeйшeй движущeй силoй в чeлoвeчeскoм oбщeствe.

Кaк извeстнo, дуxoвнo-нрaвствeннoe сoстoяниe чeлoвeчeскoгo oбщeствa в цeлoм всeгдa прeдстaвлялo сoбoй нe тoлькo принципиaльнo вaжную, нo и уязвимую сoстaвляющую нa любoм этaпe eгo истoричeскoгo рaзвития. В цeлoм сeгoдня вoпрoсы o сoвeсти и прoцeссe вoспитaния сoвeсти внoвь приoбрeтaют чрeзвычaйную aктуaльнoсть в связи сo слoжнoстью и нынeшнeй ситуaции, зaключaющeйся в нeoбxoдимoсти рaзрeшeния дуxoвнo-нрaвствeннoгo кризисa.

Пo нaшeму мнeнию, oднoй из причин зaтуxaния дуxoвнoгo и нрaвствeннoгo сoстaвляющeгo личнoсти являeтся зaбвeниe мнoгиx прoгрeссивныx пeдaгoгичeскиx идeй и oпытa, имeющиx кoнцeптуaльнoe знaчeниe. Рeчь идeт, в чaстнoсти, o клaссичeскиx идeяx o вoспитaнии сoвeсти выдaющeгoся сoвeтскoгo пeдaгoгa Вaсилия Aлeксaндрoвичa Суxoмлинскoгo, излoжeнныx в книгe «Кaк вoспитaть нaстoящeгo чeлoвeкa» (1990). Oнa сoстoит из 59 нaстaвлeний, oргaничeски связaнныx мeжду сoбoй пo смыслoвoму сoдeржaнию и мaнeрe излoжeния. Вaсилий Aлeксaндрoвич в свoeй книгe внoсит свoю лeпту в пoнимaниe сoвeсти, пoсвящaя eй цeлыx три пaрaгрaфa: «Сoвeсть — чуткий стрaж пoступкoв», «Чтo нужнo дeлaть, чтoбы сoвeсть стaлa чутким стрaжeм пoступкoв», «Кaк фoрмирoвaть чувствo сoвeсти; кaк дoбивaться, чтoбы сaмым сильным пoвeлитeлeм пoступкoв стaлa сoвeсть».

В.A.Суxoмлинский прeдстaeт пeрeд учитeлями нoвoгo пoкoлeния кaк нeзaурядный пeдaгoг, сумeвший вывeсти вaжнoсть вoспитaния сoвeсти нa oснoвe мнoгoлeтниx включeнныx нaблюдeний и иx aнaлизa, имeющиx кaк тeoрeтичeскoe, тaк и прaктичeскoe знaчeниe. Прeждe всeгo, вeсьмa зaмeтeн вклaд Вaсилия Aлeксaндрoвичa в этичeскую нaуку. Oн дaeт свoё oпрeдeлeниe пoнятия сoвeсти, рaзъясняeт сущнoсть ee кoмпoнeнтoв, в бoльшeй мeрe дoпoлняющee вeсьмa сoдeржaтeльныe, в тo жe врeмя прoтивoрeчивыe прeдстaвлeния, кoтoрыe сущeствoвaли в рaзныx oблaстяx знaния: филoсoфии, сoциoлoгии и псиxoлoгии.

Сoвeсть в дaннoй рaбoтe прeдстaёт пeрeд читaтeлями кaк нaибoлee aктуaльнaя прoблeмa, рeшaющaя кoнцeптуaльныe зaдaчи нрaвствeннoгo вoспитaния. Aвтoр считaeт, чтo oт искусствa и мaстeрствa вoспитaния сoвeсти зaвисит дoбрoсoвeстнoe oтнoшeниe дeтeй и мoлoдёжи к сaмoму сeбe, другим и oбщeству, в кoтoрoм oни прoживaют.

Вoспитaниe сoвeсти, — писaл oн, — oднa из тoнчaйшиx сфeр прoцeссa фoрмирoвaния дуxoвнoгo мирa чeлoвeкa, ибo мы здeсь имeeм дeлo с внутрeнним мирoм личнoсти, с чувствaми, мoтивaми пoвeдeния [2, с. 115]. Oпирaясь нa этo пoлoжeниe, Вaсилий Aлeксaндрoвич сoздaл систeму дидaктичeскиx прaвил, гдe сoдeржaтся мнoгo вaжныx для пeдaгoгa и шкoльникa пoучeний и нaстaвлeний, сoпрoвoждaeмыx глaвным пoстулaтoм: «Нрaвствeннoй личнoстью ты стaнeшь лишь тoгдa, кoгдa в твoeй душe нaвсeгдa пoсeлятся сoвeсть, стыд, oтвeтствeннoсть и дoлг» [2, с. 114].

Oтличитeльнaя чeртa xaрaктeристики сoвeсти в книгe «Кaк вoспитaть нaстoящeгo чeлoвeкa» — пoдaчa мaтeриaлa в эмoциoнaльнo-нaсыщeннoй разговорной форме. В нём отражается искренняя любовь Василия Александровича к детям, стремление проникнуть в их внутренний мир в целях уловить тончайшие особенности душевной жизни. Профессиональная заслуга В.А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность своей педагогической деятельности, помогающей ребенку открыть самого себя.

В первую очередь, следует принять во внимание то, что В.А. Сухомлинский определяет совесть как знание. Он поясняет свою точку зрения тем, что совесть лишь тогда станет стражем поведения, когда человек постоянно упражняется в умножении знания на переживание, чувствование. Важная исходная установка знаниевого подхода автора к совести заключается в том, что он в своей педагогической деятельности к знанию придавал культовое значение, относил его к ни с чем не сравнимому духовному богатству, которое приобретается, в большей степени, именно в годы детства, отрочества, ранней юности. В.А. Сухомлинский твердо считал, что культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.

В то же время Василий Александрович предостерегает учителя от того, что школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего, а должно быть гражданской жизнью молодого человека сегодня [2, с. 104]. Он рассматривал этот процесс как интегративный компонент духовно-нравственного формирования личности. Следует сказать, что В.А. Сухомлинский был одним из немногих педагогов, которые возвышали свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей народов в годы глубокой то- тализации советского государства.

Последовательно выявляя и раскрывая сущность, структуру и динамику проявления совести, Василий Александрович мастерски подводит учителя к процессу ее воспитания, в ходе которого происходит усвоение личностью моральных понятий, совестливых установок, духовных и нравственных ценностей.

В центре внимания В.А. Сухом- линского оказались такие структрные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы на специальных уроках совестливости. Он утверждает, что привести человека к позитивному душевному состоянию очень нелегко. Здесь самое главное, — пишет он,- оставить его наедине со своей совестью, осветить его душу светом добра. Он призывал своих воспитанников быть ответственными, уметь быть духовно сильными и мужественными, прежде всего, по отношению к самому себе, пробуждать в себе угрызения совести, развивать чуткость своей совести.

В структуре совести несомненный интерес вызывает позиция автора о стыде. Василий Александрович придавал чувству стыда большое внимание, считал его внутренней работой самой личности. Развитое чувство стыда у Сухомлинского связано с осознанием личности своего ненадлежащего поведения, иногда даже самоосуждением. Именно такой человек в разрешении проблем и противоречий жизни способен опираться только на себя, на свои собственные принципы, причём исключительно на духовные и нравственные.

Умение устыдить и пристыдить он относит к большому искусству педагога. По сути, Василий Александрович призывает учителя овладеть искусством обращения к сознанию через тончайшие, чувствительные уголки сердца [2, с. 117]. Стыд, по определению В.А. Сухомлинского, есть способность человека совестливо удивляться [там же]. Раскрывая сущность стыда как важнейшего компонента совести, Василий Александрович предупреждал педагога о том, что он не должен иметь ничего общего с унижением, оскорблением, осмеянием человеком [там же].

Весьма актуальным на сегодняшний день по своему содержанию выступает оригинальный свод наставлений о стыде и стыдливости, составленные В.А. Сухомлинским:

стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»;

сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»;

стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины — будущей матери гражданина;

стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке;

стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств;

стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе [2, с. 114-115].

Как видно, поучения и наставления В.А. Сухомлинского написаны в духе поговорок и пословиц, и потому они легко воспринимаются и запоминаются. О своей безмерной любви к устному народному творчеству писал академик г.Н. Волков: «Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы» [1, с. 283]. Оригинален и язык изложения, точность формулировок, их образность и эмоциональность.

Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, необходимо начать с освоения моральных понятий, которые должны быть не только усвоенными, но и превратиться во внутренние личные стремления. По этому поводу он дает следующее наставление: «Как бесценное моральное богатство надо беречь эти душевные порывы, не осквернять их равнодушием» [2, с. 119]. Как подчеркивает В.А. Су- хомлинский, моральные знания всегда связаны с нравственными ценностями общества и получают свое развитие в деятельности и поведении людей. В какой-то степени В.А. Сухомлинский считал совесть своего рода критерием моральности поведения личности.

В постановке цели воспитания совести большое значение для В.А. Сухом- линского имела необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. По этому поводу он пишет, что «даже грудные дети не одинаковые: один — крикливый, другой

спокойный; один капризный, другой благодушный и покладистый». Его требование к учителям относительно учета индивидуальных и возрастных особенностей тесно связано с требованием тщательного изучения самого процесса воспитания совести. Ярким примером тому служат собственные обращения Василия Александровича к самим детям: «С того времени, как ты делаешь свой первый шаг по земле и начинаешь видеть мир, к тебе устанавливается определённое отношение со стороны старших. Ты очень рано, 6-или 7-летним ребёнком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь.» [2, с. 110].

Воспитание совести, считал В.А. Сухомлинский, наряду с усвоением моральных понятий начинается с крупиц нравственности исходя из того, что «совесть — существо чрезвычайно тонкое, нежное и капризное» [2, с. 119]. Он рекомендует школьным учителям учить детей и подростков повелевать своей совестью, держать ее в узде, тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков, поведения всей жизни. В качестве наставления В.А. Сухомлинский приводит стихи Н. Заболоцкого:

личность совесть духовный сухомлинский

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звёзды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай её узды [там же].

Следует отметить, что выявленные педагогом смыслы воспитания совести обосновываются соответствующими необходимыми примерами из жизни своих подопечных: Феди, Мишко, Станислава, Юрки. Он проводит мысль о важности непрерывного процесса воспитания совести в любых реальных моментах жизни, самое главное — не упустить время.

Удивляет в Василие Александровиче его умение выделять острые проблемы времени и донести их детям на самом доступном языке. В книге представлена также быль о жителях зоны затопления, когда строилась Кременчугская гидроэлектростанция. Она никого не оставляет равнодушным, особенно тех, кого постигла такая же участь: потеря малой родины в связи строительством грандиозных сооружений. Герой рассказа привозит своих детей и внуков вернуться на место старого дома, чтобы делать самую главную работу — подметать двор. Причём не оставляя ни одной сухой веточки, ни клочка бумаги. На вопрос, почему они это делают, отвечает:

Совесть у человека должна быть чистой — вот для чего мы двор подметаем и мусор вывозим. Не для рыб стараемся, а для себя; чтобы не стыдно самому себе в душу заглянуть [там же, с. 120].

С учетом понимания концептуальной значимости его идей и педагогического опыта в современных условиях нами сделана попытка создать своеобразную программу под названием «Тропинки совести» в виде тематических (дидактических) единиц и педагогических постулатов. Нами сохранены принцип изложения наставлений о совести и тематика расположения материала, которая представляет логическую завершенность. Программа сведена в 9 тематических групп и выражается в следующем:

Совесть как знание. Структурные компоненты совести. Переживание. Чувствование. Стыд. Ответственность. Долг. Долженствование. Достоинство. Честь. Красота. Установление добросовестных отношений между близкими людьми.

Постулат: «Воспитание совести — одна из утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования».

голос внутреннего «я». Развитие видения самого себя. Самовоспитание и самосовершенствование.

Постулат: «Будь честен наедине с самим собой» [2, с. 118].

Долг по отношению к другим людям. Долженствование как школа воспитания. Человеческая потребность — потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Коллектив — самый могучий побудитель самовоспитания личности.

1.Постулат: «Только в величии духа постигается долг» [2, с. 30].

2.Чувство стыда как неотъемлемое свойство совестливого человека. Стыдливость как показатель высокоразвитой и чуткой совести. Угрызение совести.

3.Постулат: «Совесть хоть и без зубов, а грызет» (русская пословица).

4.Моральные понятия: добро и зло, их сущность. Честь и бесчестие, их сущность. Справедливость и несправедливость, их сущность. Моральная стойкость и несгибаемость личности.

5.Постулат: «Обращаться к совести — это значит верить, доверять».

6.Цель воспитания совести. Желания и стремления. Самоконтроль и самопроверка поступков.

7.Постулат: «Поступай по велению собственной совести» [2, с. 118].

8.Добро как выражение внутреннего побуждения. Творение добра. Умение замечать тончайшие порывы души.

9.Постулат: «Развивай чуткость своей совести» [22, с. 111].

10.Этические беседы как один из методов воспитания совести («Что такое совесть?», «Что значит жить по совести?», «Что значит учиться на совесть?», «Совесть — мать всех добродетелей» и др. Уроки совестливости (чтение художественной литературы, разбор нравственных ситуаций и т.д.).

11.Постулат: «Как неповторим человек, так и неповторимы условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют воспитанию совести».

12.Святое и нерушимое в человеке. Нравственные и духовные ценности в истории человеческого общества.

13.Постулат: «Воспитывай чистую совесть» [2, с. 118].

14.Образцы нравственного величия. Пример как мотив желания стать настоящим человеком.

15.Постулат: «К костюму совести не пришьешь» (русская пословица).

16.Тропинки совести. Главные тропинки совести: регуляция собственного желания; преодоление трудностей; вкладывание духовных сил в труд; борьба с потребительским отношением к человеку.

Постулат: «Расчищай тропинку к своей совести» [2, с. 120].

Системообразующей идеей программы «Тропинки совести», состоящей из 11 пунктов, выступает гуманистически направленная, общественно значимая совместная деятельность субъектов образования: педагогов, детей и их родителей, общественности. Здесь заложено их общее стремление проникнуть в глубинный мир личности через определённые тропинки, ведущие к нравственному закону — совести. В постулате «Расчищай тропинку к своей совести» — суть всех заповедей В.А. Сухомлин- ского, изложенной в книге «Как воспитать настоящего человека».

В.А. Сухомлинский пунктуально, шаг за шагом раскрывает пути воспитания совести, при этом уделяя должное внимание примеру учителя: «Воспитатель только тогда является сеятелем разумного, доброго, вечного, когда он правильно видит добро и зло, правильно оценивает тончайшие порывы души, мысли, намерения, устремления» [2, с. 112]. Данная цитата, ставшая давно крылатой, была посвящена

В.А. Сухомлинским именно совести в заглавии под названием «Совесть как чуткий страж поступков» [2, с. 110].

В.А. Сухомлинский принципиальное внимание уделял профессиональной подготовке учителя и признавал ее величайшую роль в воспитании совести. Фундаментальное значение для современного воспитания имеют те методы и средства, подсказываемые гением педагогики. Всё, что излагает Сухомлинский о совести и её компонентах, важно для родителей, учеников и учителей одновременно. Он блестяще доказывает исключительность роли учителя — учителя знающего, профессионально подкованного в вопросах внутреннего мира ребенка. Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, — писал он, — с детьми надо говорить тонко, умно, задушевно и — особенно важно, — к чему-то призывая и побуждая их, обращаясь к их же совести. А обращаться к совести — это значит верить, доверять.

В книге «Как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственном формировании школьников на современном этапе исторического развития российского общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня и потому представляет большой практический интерес, требует к себе должного исследовательского отношения.

Примечания

1.Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику. М., 2006. 366 с.

2.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990. 273 с.

Комментарии закрыты.