Использование деловых игр при изучении курса «Основы рыночной экономики»

Опубликовано в Педагогам  Автор: adminGWP
Март 7th, 2017

В сoврeмeннoм мирe пoвышaются трeбoвaния к пoдгoтoвкe выпускникoв срeдниx и высшиx учeбныx зaвeдeний. Спeцифичeскими oсoбeннoстями спeциaлистoв стaнoвится твoрчeский пoдxoд к свoeй дeятeльнoсти, гoтoвнoсть к измeнeнию прoфиля рaбoты или пoлнoй пeрeпoдгoтoвкe в сooтвeтствии с измeнeниями сфeры трудa и зaнятoсти, личнoстныe xaрaктeристики, мoтивaция, кoмaнднoe взaимoдeйствиe. Вoзниклa прямaя зaвисимoсть мeжду кaчeствoм пoдгoтoвки спeциaлистa, eгo трудoустрoйствoм, дaльнeйшeй прoфeссиoнaльнoй кaрьeрoй. Пoэтoму при сoздaнии мoдeли пoдгoтoвки спeциaлистa прeдпoлaгaeтся испoльзoвaниe мeтoдoв обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся у студентов и учащихся способностей к формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в соответствии с изменениями в обществе.

Актуальность данной проблемы в том, что активное внедрение в практику преподавания метода деловых игр способно повлиять на качество знаний и умений. В отличие от традиционных форм обучения, использование данного метода позволяет формировать профессиональные умения и деятельную реализацию приобретенных знаний, моделировать целостное содержание самостоятельной работы. При этом смещается центр значимости с процесса передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельную творческую деятельность[1]. Решить обозначенные проблемы хотя бы частично, можно, используя активные методы в обучении. Методы активного обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [2].

Важность применения учебных деловых игр в том, что это способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умение сравнивать, сопоставлять, соединять воедино, развивает творческие способности, умение находить оптимальные решения поставленных задач, предсказывать ожидаемый результат, находить способ варьирования или перестройки каких-либо компанентов. Кроме того, позволяют упростить приобщение к нормам и ценностям социума, адаптироваться к условиям среды, осуществлять контроль, саморегуляцию, обучение общению, психотерапии, умение выразить свою мысль в устной и письменной форме, умение установить и поддерживать психологический контакт, умение слушать собеседника, понимать его мотивы поведения, психологию, умение доказать или убедить в чем либо. Основываясь на синтезе педагогических, фи-лософских, психологических, социологических, управленческих и организационных аспектов игровой деятельности и ряда практических занятий по игровому моделированию, деловые игры все ближе продвигаются к появлению единой методологической концепции.

Педагогическая суть деловой игры — активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе игры. Если превращать работу в игру с помощью своей фантазии изобретательности, то вместо усталости можно получить удовольствие.

Мы на уроках при изучении курса «Основы рыночной экономики» играем с учащимися в игру «Планирование бизнес-плана». Н. Назарбаев сказал: «Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия» [3]. Бизнес-план — это изложенная на бумаге модель того, что вы хотите достигнуть вашим бизнесом, а также способ, которым вы планируете использовать имеющиеся ресурсы для достижения Ваших целей. Чтобы разработать жизненно важный бизнес-план необходимо знать как можно больше о вашей предстоящей деятельности и тех обстоятельствах, в которых она будет разворачиваться. Необходимо четко определить свою деятельность, чем вы занимаетесь. Рынок — кто будут ваши клиенты, где они находятся, что они хотят, кто ваши конкуренты. Финансы — можете ли вы удовлетворить нужды потенциальных клиентов и получить прибыль.

Цели урока — научить обучающихся планировать бизнес-план и применять полученные знания в реальной жизни; развивать у обучающихся мыслительную и познавательную деятельность, умение действовать в команде, делать обобщающие выводы; развивать творческие способности, инициативу, уверенность в себе и в своих силах.

Во время проведения игры, применяются методы ведения: словесные наглядные, задания с решением проблемных ситуаций. Используются слайды на интерактивной доске, место действия, таблица бизнес цикла, 3 карточки для хранения денег с карманами «Бизнес, Расходы, Сбережения», плакат «Супермаркет Майка» (продуктовые карточки и промышленные), карточки «Непредвиденные жизненные обстоятельства», 3 карточки «Что мы купили», деньги (купюры разного номинала — у.д.е (условные денежные единицы).

В ходе урока все учащиеся делятся на 3 группы. Преподаватель дает разъяснения, что каждая группа становится производителем шляпок. Цель игры — при получении кредита, наличии контракта со шляпным магазином, получить прибыль при выпуске стандартной и нестандартной продукции в течение месяца. При этом надо учитывать еженедельные затраты на покупку сырья, непредвиденные расходы, аренду помещения, выплату кредита с процентами, выдачу зарплаты рабочим, отбракованные материалы. В процессе игры оговариваются некоторые элементы игры:

Банк, где выдают купюры разного номинала в кредит с выплатой процента;

Оптовый магазин, где группы покупают сырьё для шляп;

Супермаркет, куда все группы сдают готовую продукцию по установленным ценам;

Карточки «Что мы купили», «Бизнес», «Расходы», «Сбережения»с карманами для хранения денег. Карточки «Непредвиденные жизненные обстоятельства» представляют собой реальные ситуации, которые проверяют, как были отложены деньги. Каждая группа должна сразу же решить проблему, поставленную данной карточкой.

Таблица бизнес цикла — это главный элемент деловой игры для всех групп, представляющий собой период в один месяц. Она контролирует ежедневную деятельность учащихся на протяжении всей игры, чтобы использовать ее в качестве календаря и системы планирования и ведения учета, а также для вычисления прибыли в конце игры.

В процессе игры, учащиеся покупают сырье в оптовом магазине, арендуют помещение, нанимают рабочих, изготавливают шляпки, продают продукцию в Супермаркет, получают затраченные деньги плюс прибыль, планируют, выплачивают зарплату и аренду. В конце игры подсчитывают прибыль, она должна совпадать с суммой наличных денег. Далее, группы должны подсчитать общий объем продаж и прокомментировать свои результаты. обучение деловой игра

На заключительном этапе преподаватель сообщает о достижении целей урока, отмечает активность групп, сообщает оценки обучающимся, выдает домашнее задание [4].

Все деловые игры в той или иной степени решают три основные задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную. Благодаря рассмотренному методу, становится возможным легкое и глубокое погружения учащегося в реальные условия получаемой им профессии. Полученные после участия в деловых играх навыки особенно ценны для учащихся, поскольку позволяют не только укрепить имеющийся теоретический фундамент, но и послужить отправной точкой для приобретения других более сложных профессиональных умений. Знакомство с активными методами обучения способствует формированию новых форм управления персоналом организации, становлению в обществе и на отдельных предприятиях системы непрерывного образования, поскольку именно активные, игровые методы обучения и развития человека являются основой большинства форм и видов послевузовского обучения, а также систем повышения квалификации.

Список литературы

1. Горелова И.Н. Деловые игры в экономике и управлении: учебное текстовое электронное издание локального распространения. — Омск: ОмГТУ, 2014.

. Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий, 2004 г.

. Казахстан 2050: Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г.

. Методическая разработка урока «Планирование Бизнес-плана»

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии закрыты.