диалог в системе инновационного образования

Опубликовано в Педагогам  Автор: AdminGWP
4 марта, 2017

Oснoвныe мeтoдичeскиe иннoвaции в сoврeмeннoм oбрaзoвaнии связaны с примeнeниeм aктивныx или, тaк нaзывaeмыx интeрaктивныx мeтoдoв oбучeния. Пoстaрaeмся утoчнить сaмo пoнятиe. Слoвo «интeрaктив» прoисxoдит из aнглийскoгo (interact — взaимoдeйствoвaть). Интeрaктивный — этo спoсoбнoсть взaимoдeйствoвaть, бeсeдoвaть, вeсти диaлoг, нaпримeр, с кoмпьютeрoм или чeлoвeкoм. Слeдoвaтeльнo, интeрaктивнoe oбучeниe — этo, прeждe всeгo, диaлoгoвoe oбучeниe, в xoдe кoтoрoгo oсущeствляeтся взaимoдeйствиe личнoстeй. Интeрaктивнoe oбучeниe — этo oбучeниe, тeснo связaннoe с oбщeниeм. Oнo прeoбрaзуeт фoрмы с пeрeдaющиx нeйтрaльную инфoрмaцию нa диaлoгoвыe, т.e. включaющиe в сeбя oбмeн цeннoстнoй инфoрмaциeй, oснoвaннoй нa взaимoпoнимaнии и взaимoдeйствии.

Рaссмoтрим oсoбeннoсти интeллeктуaльнoгo диaлoгa, тaкoгo oбщeния, кoтoрoe связaнo с прeпoдaвaниeм филoсoфии и этики. Прeпoдaвaниe филoсoфии в нaстoящee врeмя нe мoжeт избaвиться oт стaрыx мoнoлoгичeскиx мeтoдoв и фoрм. Прeoблaдaют лeкциoнныe фoрмы и oднoстoрoнняя пeрeдaчa инфoрмaции бeз aктивнoй oбрaтнoй связи. Диaлoг oсoбeннo вaжeн тaм, где речь идет о студентах первого курса или старшеклассниках, которые знакомятся с элементами философского знания в контексте предмета «Обществознание» [1].

Философская проблема человека является центральной в методологическом отношении для многих гуманитарных наук и соответствующих образовательных дисциплин. Учитель должен быть подготовлен для преподавания в школе, уметь изложить комплексный материал по обществознанию, который включает в себя философию, историю, экономику, социологию, политологию, право и культурологию, преодолевая границы между этими дисциплинами. И в этом отношении антропологическая проблематика выгодно отличается своей гибкостью, способностью увлечь эмоциональных учеников своими загадками, тайнами внутреннего мира, пробудить у них интерес к поиску рациональных решений теоретических и практических проблем человеческого бытия и сознания.

В вузовской системе преподавания философии центральной является идея автономии человека, позволяющая вести активный диалог. Студентам необходимо дать возможность постоянно выбирать формы обучения. В связи с этой целью автором на протяжении многих лет ставились и решались следующие задачи:

дать альтернативные (исключающие и дополняющие) образцы (модели) постановок вопросов;

помочь студенту организовать самостоятельную работу с философскими понятиями;

подготовить сознание студента к постановке проблемных вопросов на лекциях;

подвести к диалогу и дискуссии на семинаре;

обеспечить методические условия для успешного самостоятельного изучения философии студентами-заочниками в отрыве от вуза;

создать условия альтернативности для творческого диалога студента с преподавателем (рабочий конспект студента);

рекомендовать учебную и научную литературу по каждому вопросу (проблеме);

облегчить подготовку (особенно студента-заочника) к экзамену.

Именно необходимостью решения этих задач объясняются принципиальные особенности данной методики, изложенные в учебных пособиях автора [2]:

. Методическое многообразие и его избыточное расширение выражается в стремлении к сознательно культивируемому методическому многообразию, его расширению сверх кажущейся необходимости, к вариации методических форм. Смысл такого многообразия в том, чтобы найти в мозаичной культуре информационного общества эмоционально-волевые предпосылки для стремления личности к формированию в своем мышлении классической рациональной сетки понятий.

. Наполнение этого методического многообразия форм содержательным единством происходит за счет реализации идеи истины как автономии бытия и сознания человека. Замысел такой антропологической конкретности: заинтересовать студентов проблемой человека, чтобы развить у них способность к рефлексии. Перефразируя Б. Паскаля — давайте стремиться к истинной этике, чтобы учиться мыслить.

. Связь между формой и содержанием призваны обеспечить альтернативность и проблемность рассмотрения всех разделов философии. Альтернативность понимается в качестве строгой и нестрогой дизъюнкции, поиске антиномий и культивировании различия во мнениях. Проблемность означает примат логического над историческим: история философия не самоцель, а средство для решения проблем, для их рациональной реконструкции.

. Диалогизм в его явных и неявных формах ориентирует студента на дискуссию, на адекватное самораскрытие личностной автономии, ее дальнейшее сохранение и саморазвитие; изложение ориентировано на острые постановки «странных» вопросов самопознания и выявление антиномий-парадоксов, заставляющих размышлять.

. Методика ориентирована на студента-исследователя, основана на презумпции талантливости студента, который имеет чистое сознание, не обременен догмами, имеет право на автономность мысли, т.е. право как на ум, истину, так и на заблуждения.

Суть методики состоит в том, что в полной мере переход к проблемному изучению философии (методологический аспект) на студенческом уровне нереален (это можно осуществить на аспирантском уровне) и может быть только намечен в виде альтернативности. Альтернативность — это модель другого аспекта осмысления вопроса (проблемы), подход и переход к проблемности. Но такой подход должен иметь право на существование, поскольку ориентируется на презумпцию талантливости студентов.

Перечисленными выше принципами и особенностями объясняется многое необычное и непривычное, например, может оказаться непонятым сочетание «легкости» излагаемого материала с постановкой сложных вопросов. Более того, понятные и известные ответы сознательно преобразуются в непонятные и неузнаваемые вопросы. Мы стремимся заинтересовать студентов как легкостью, т. е. доступностью материала, так и трудностью, непонятностью проблем.

Отметим также многовариантность решения проблем. Акцент делается на пути, процессе их решения, а не на готовом знании и «единственной истине». Теоретическое знание является только условием и предпосылкой развития теоретического мышления и методологической оснащенности («амуниции») ума. Эта особенность нашла свое отражение в нацеленности на конечный результат, обладающий ценностью для студента, — на оценку и самооценку в широком смысле (а не только на отметку).

Сознательно допускаются лакуны, «белые» пятна. Это стимулирует поиск литературы и самостоятельные размышления. Студент стремится увидеть и заполнить пробелы, втянуться в творческий процесс «деконструкции» философских проблем. Именно с целью вовлечения студента в самостоятельные размышления текст учебного пособия включает в себя маркированные и немаркированные пустоты, те места, в которых студент должен вписать краткий самостоятельный вывод по вопросу лекции, семинара или самостоятельной работы, осмысливая поставленную проблему. Таким путем легче научить конспектированию философских текстов студентов младших курсов. Немаловажным в обучении философии является повышение адекватности самооценки. Такая самооценка связана с развитием духовной автономии личности, в частности, с формированием оптимистического мировоззрения, уверенности в себе, духовного здоровья и умения оправданно рисковать.

Особо отметим, что в пособиях автора нашли отражение результаты научно-исследовательской работы по проблеме относительной самостоятельности, автономности и активности общественного и индивидуального сознания. Необходимость включения такого материала продиктована именно проблемностью как характерной чертой воспитания самостоятельного мышления. Студент может по-настоящему почувствовать глубину и сложность научной проблемы тогда, когда она не подменяется учебной. Однако учебные проблемы неизбежны как отражение научной парадигмы в вузовских учебниках. Кроме того, преподаватель не может ориентироваться сразу во многих научных и философских проблемах, но он может взять в качестве стержня, или оси, свою проблему. С учетом этого обстоятельства позволим себе взять за основу одну, но очень существенную проблему: проблему автономии человека, которая является центральной для всего корпуса философско-антропологического, культурологического и социально-философского знания. Авторы связывают изложение проблем автономии человека и личности с практикой развития российского общества и российского человека, с философскими вопросами образования.

В области образования находит свое отражение глобальный кризис человечества. Информационная лавина заставляет пересмотреть взгляд на образование как на процесс усвоения информации с целью социализации личности. Проблемой становится способность не столько обучения и воспитания, сколько самообучения и самовоспитания, которые в единстве порождают самообразование, формирующее творческую активность автономной личности, обладающей целостным сознанием и стремящейся к самореализации.

Образование все больше определяется процессами самообучения и самовоспитания. Самостоятельность в этих процессах служит предпосылкой и результатом личностной автономии, имеет активный творческий характер. Подчеркнем и обратную связь: чтобы стать самостоятельной личностью, студенту необходимо активизировать свою самостоятельную работу. Самостоятельная работа студента в данном случае понимается нами как работа сознания (рефлексия и понимание), осмысление условий решения учебных проблем и создание внутренних предпосылок (негативная «свобода-от») для принятия ответственного решения своих собственных жизненных проблем (жизнетворчество в духе позитивной «свободы-для»).

Автономия и самостоятельность стали главными целями образования. Критическая педагогика ориентирована на осознание учащимся социальной идентичности с тем, чтобы установить с ней личностную автономную связь. До настоящего времени главной целью образования было воспитание (формирование) личностей, способных вписаться в существующие социальные структуры. Центральной целью новой педагогики становится требование пространства для личностной автономии и человеческой субъективности.

Интегральный критерий качества образования, на наш взгляд, заключается в духовной автономии личности. В развитии системы высшего образования информационного общества обнаруживаются негативные для духовности тенденции: гетерономность знаний и сознания, пороки узкой специализации, рыночный дух, падение авторитета преподавателя и др. Что такое классический университет? Это свобода и универсализм личности. Смысл воспитания в университете — создание общих условий для саморазвития личности. Одним из важнейших условий для этого является демократическое научное и одновременно личностное общение. Тупиковый путь — технологически организованное «формирование» личности специалиста. Такой путь может быть только тактическим, но не стратегическим. Педагогическая антропология говорит о принципиальной «нетехнологизируемости» личностного роста, нестабильного и неустойчивого процесса «самозаконного» саморазвития личности.

Наконец, отметим последнюю работу автора, которая может быть рекомендована как пособие по интерактивному обучению как для студентов, так и для старшеклассников [3]. Инновационный проект диалогической этики основан на идее духовного саморазвития личности путем разрешения ценностно-смысловых противоречий сознания, становления личностной автономии в ходе духовного труда человека, выдерживающего напряжение острейших парадоксов и антиномий человеческого существования.

Мы стремимся к диалогичности и преодолению монологичности; делаем заявку на самораскрытие этико-эстетических концептов путем феноменологического описания личных переживаний в контексте чистого сознания. Термин «концепт» обозначает формы обработки субъективного опыта путем его обобщения. Суть концептов состоит в том, что они пока не оформились в качестве логически определенных и устойчивых понятий, но отражают чувственно схватываемые схемы в измерении души эмпирического субъекта, как бы опережают собственно логические твердые формы разумного понимания и рассудка.

Хотя подлинно диалоговый словарь по этике еще не создан, но уже имеется тенденция движения в этом направлении [4; 5].

Авторитетная Российская государственная библиотека вообще не дает в каталоге информации о книгах по запросу «диалоговый словарь», а Интернет в основном ведет речь о диалоге компьютеров. Люди все меньше ведут диалог, передоверяя его компьютерам. Имеется «Армяно-русско-английский диалоговый словарь по экономике и праву», а также словари по лексике преступников, беженцев и т.д. Все-таки, хотелось бы найти диалоговый словарь именно по этике. В частности, точно известно, что есть идея такого словаря и даже теоретическое обоснование этой идеи [6; 7]; словарь выступает при этом как экзистенциальный проект и предполагает развитие духовной автономии личности.

Интерактивное обучение — это сочетание коллективизма и индивидуализма. Мы — это коллектив личностей, а не механическая сумма безличных и безликих индивидов в известных антиутопиях. «Я» индивидуалиста отказывается принять индивидуальность другого «Я», самобытную универсальность других личностей. Для этого «Я» не существует «Мы»; «Я» и «Мы» для индивидуалиста взаимоисключающие противоположности. Для «Я» в коллективе этот последний является референтной группой.

Индивидуализм рождается из универсальности отношений конкуренции в обществе. Такое общество является внутри глубоко разобщенным. Индивидуализм эпохи возрождения, будучи источником ее расцвета, одновременно послужил причиной ее падения. В экстремальных ситуациях индивидуалистические общества оказываются гораздо менее устойчивыми сравнительно с коллективистскими, хотя индивидуализм как принцип экономического развития является достаточно эффективным.

Что касается этики, то можно вести речь о становлении диалогической этике в целом [8]. Диалогическая этика Бубера, Левинаса, Бахтина носит методологический характер, но можно вести поиск в направлении развернутой теории динамической системы этических концептов. Непревзойденная диалогическая этика Сократа — это первая, стихийная форма, но в настоящее время можно пойти дальше, основываясь на таких идеях.

. Феноменологическое исследование этико-эстетических концептов можно вести в контексте парадоксальных интенций сознания.

. Эвристические возможности «непросвещенного» чистого сознания молодого человека, свободного от догм и заблуждений огромны. Чистое сознание обладает творческим потенциалом мудрого незнания и духовной нищеты, сопряженных с презумпция гениальности.

. Диалог рассматривается как адекватное самораскрытие личностной автономии, позволяющее получить шанс на встречу.

. Необходимо сопряжение рациональной и аксиологической автономии личности в диалогической этике. Автономия личности в культурном контексте истолковывается в качестве гармонического и динамического отношения личности к социокультурному миру.

. Идея единства абсолютного и относительного, позволяющая лавировать между релятивизмом и догматизмом, вести диалог религиозного и светского мировоззрений.

. Педагогическая идея открытой проективности, направленности диалога на само-развитие личности. Методическое многообразие форм реализации диалогической этики и его избыточное расширение.

. Самоценность вопрошания, направленного на поиски адекватной самоидентификации российского человека.

. Интеллектуальный характер личностного общения в диалогической этики, т.е. единство эмоционального и рационального в самопознании субъекта.

. Поиск новой концепции диалогической этики, ее философско-педагогического варианта, основан на реальном личном опыте двадцатилетней авторской работы в школе культурной антропологии.

Таким образом, методика интерактивного обучения — это перспективное направление преподавания философии. Интерес к философскому осмыслению своих жизненных проблем у личности стимулируется этическими парадоксами. При этом этическая составляющая культурных концептов, образующих ценностный тезаурус автономной личности, органично сопряжена с эстетической, философской и религиозной компонентами духовной автономии.

Список использованной литературы

инновация образование интерактивный альтернативность

1.Гуревич П.С. Человек: Учебник. — М.: Дрофа, 1995. — 333 с.

. Похилько А.Д. Основы философии: Учебное пособие /Армавирский государственный педагогический университет; Кафедра философии и культурологии АГПУ. — Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. 286 с.;

. Этика: Инновационный проект учебно-методического пособия: диалоговый словарь культурных концептов; под ред. А.Д. Похилько (Диалоги школы культурной антропологии. Вып. 4). — Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. — 250 c.

. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. — СПб, 2005.

. Баранов Г.В. Этика: словарь понятий. — Омск, 2005.

. Феноменология социального знания / Под ред. А.Д. Похилько. — Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. — С. 212-232

. Феноменология этико-эстетических концептов / Под ред. А.Д. Похилько. — Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. — (320 с.). — С. 10-16.

. Похилько А.Д. Диалогическая этика: поиск новой концепции // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. 2. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. — 467 с. — С.303-304.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии закрыты.