Детская самооценка

Опубликовано в Детям  Автор: AdminGWP
4 декабря, 2015

Наша самооценка — один из самых важных критериев, который участвует в формировании личности на протяжении всей жизни. Именно от нее зависит успешность человека и гармония с самим собой. Ее уровень может варьироваться в зависимости от условий и обстоятельств, но отношение к себе должно закладываться родителями с самого раннего детства.

Содержание:

  • Что дает самооценка
  • Заниженная и завышенная самооценка
  • Формируем самооценку

Из статьи вы узнаете, из чего складывается самооценка, как правильно ее сформировать и не упустить никаких важных деталей.
 

Что дает самооценка

Начнем с того, что самооценка участвует абсолютно во всех видах деятельности человека. Умение оценивать закладывается с самого раннего детства, а дальнейшее его формирование и совершенствование происходит постепенно, под влиянием обстоятельств и различных жизненных ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже осознанно сравнивает себя со сверстниками, оценивает поступки окружающих, которые тоже влияют на внутреннее «я», оценивающе смотрит на свои умения и итоги той или иной деятельности.

Вам необходимо заложить основу для образования адекватной самооценки, ведь ребенку придется каждый день анализировать свои действия, реально оценивать возможности и силы, самостоятельно ставить цели и задачи.

«В детстве мне частенько недоставало родительской любви, и я росла довольно замкнутым ребенком. Потом, конечно, все улучшилось — помогло активное общение со сверстниками и занятия танцами. Но было тяжеловато. Сейчас у меня есть дочка, я делаю все, чтобы у нее не возникло подобных трудностей в будущем.

 

Например, учусь принимать ее такой, какая она есть. Стараюсь критиковать именно поступки, а не личность ребенка (вместо «Маша, что ж ты такая растяпа!» — «Маша, это нужно делать так или вот так можно/нельзя, потому что…»). Хвалю ее, но в меру — это обязательно. Впадать в слишком любвеобильную крайность не стоит. Здесь нужно учитывать характер и индивидуальность ребенка. Лично я выбираю тактику кнута и пряника».

 

Счастливая мама Анастасия Яровая

От вас и других взрослых, с которыми постоянно взаимодействует ребенок, зависит формирование его самооценки. Дети со слишком заниженной или завышенной более ранимы и чувствительны к критике в свой адрес и их легко вывести из равновесия.

Однако и общение со сверстниками вносит свои коррективы в тонкую душевную организацию ребенка. Способность судить о своих действиях напрямую зависит от умения оценивать работу ровесников. В основном это происходит на каких-то занятиях или играх соревновательного типа.
 

Заниженная и завышенная самооценка

Низкая самооценка мешает ребенку нормально взаимодействовать со сверстниками и налаживать любые социальные контакты, препятствует развитию новых умений. Такие дети боятся пробовать что-то несколько раз, потому что страх неудачи слишком велик — они уверены, что у них ничего не получится.

Какие бывают причины?

1. Дефекты во внешности;

2. Постоянные упреки с вашей стороны, старшего брата/сестры, учителей, воспитателей;

3. Неудачи и промахи, которые ребенок держит в себе и не может вам о них рассказать;

4. Финансовые проблемы (нет такого классного телефона, как у Васи);

5. Агрессия дома, неблагополучие, неполная семья.

Что касается завышенной самооценки, то здесь дела обстоят несколько иначе. Такие дети стремятся во всем всегда быть первыми, требуют, чтобы все внимание принадлежало только им, зачастую мнят себя лучше всех, ничем это не подкрепляя. Основная причина — чрезмерная любовь и восхищение родителей своим чадом (мы говорим именно о крайней степени).

Выявить проблемы с самооценкой нетрудно: достаточно обратить внимание на то, как ребенок относится к новым начинаниям, как отзывается о своих сверстниках. Еще один нехитрый способ — психологические тесты. Например, попросите его нарисовать себя и всех членов семьи. Если он будет изображен непропорционально маленьким по отношению ко всем остальным, то это свидетельствует о заниженной самооценке. Соответственно, завышенная — наоборот.

«Самооценка должна быть адекватной и наиболее приближенной к реальности. Не перехвалить легко, если вести себя с ребенком максимально искреннее, не давая ложные положительные стимуляции тогда, когда сами не чувствуете в этом потребности».

 

Ольга Таусинова, детский психолог

Приблизительно с 8 лет ребенок начинает анализировать свои успехи самостоятельно. Наиболее значимой является успеваемость в школе, поведение, внешний вид, физические способности, социальная значимость. Первые два пункта важны для родителей и учителей/воспитателей, а остальные — для сверстников.

Вам необходимо быть начеку и всячески способствовать формированию адекватной самооценки, помогать подрастающему ребенку правильно понимать свои эмоции, чувства и действия.

 

Формируем самооценку

Вам следует обратить внимание на взаимоотношения с ребенком: как часто вы его хвалите, ругаете, поощряете, критикуете, каким образом делаете это?

Необходимо помнить, что это нужно делать исключительно по делу, то есть оценивать именно поступки, действия и достижения, а не внешность и свойства личности.
Логично, что если вы чувствуете заниженную самооценку, то стоит больше хвалить и наоборот. Здесь важно не перегнуть палку и не сделать еще хуже. Похвала и критика должны иметь разумное соотношение.

Критикуя ребенка, найдите за что его можно похвалить и в конце разговора выразите свое желание, чтобы он произвел работу над ошибками. Если у вас двое детей, то будьте особенно внимательны и осторожны. Не нужно сталкивать их лбами и подогревать дух нездорового соперничества.

Старайтесь вникнуть в логику тех действий, которые кажутся вам неправильными. Хвалите даже за малые свершения, чтобы в дальнейшем ребенок совершал более серьезные успехи и был уверен в себе.

«Когда появляется ребенок, ты словно оказываешься перед зеркалом. И не просто зеркалом, ведь твой собственный ребенок — это самое изобличающее зеркало из всех, в которые ты когда-либо заглянешь. Ты обнаружишь свои сильные и слабые стороны, поэтому быть родителем — наилучшая возможность для саморазвития из всех, которые тебе когда-либо представятся. Не упускай ее! Это поможет укрепить самооценку — как ребенку, так и тебе самому».

 

Цитата из книги Гюру Эйстада «Самооценка у детей и подростков»

Нужно объяснить, что существуют обычные вещи, которые достигаются без особых усилий, и сложные, где без труда никак не добиться положительного результата. Верьте в своего ребенка и обязательно подбадривайте в непростых ситуациях. Не мешайте проявлять инициативу и позволяйте учиться на своих ошибках.

Ставьте только такие задачи, с которыми у него есть возможность справиться (соизмеримые с возрастом). Помогайте, но не делайте всю работу полностью.

Не возлагайте на ребенка каких-то огромных надежд и несбывшихся мечт. Лучше старательно замечайте достоинства и открывайте в нем новые и новые уникальные способности.

Здоровая самооценка формируется тогда, когда чувства и потребности ребенка признаются и принимаются. Стремитесь быть с ним на одном эмоциональном уровне, помогайте, но не потакайте. Вы просто признаете его право на различные чувства, учите ими правильно управлять. Даже какие-то наследственные черты подвержены положительному и отрицательному влиянию. Вы можете направлять эмоции чада в нужное русло, постепенно расширять его внутренний мир.

Все ваши слова, поступки, атмосфера в семье влияют на формирование самооценки, от которой напрямую зависит реализация личности и успешное построение взаимоотношений.

Комментарии закрыты.