Адаптация первоклассников: проблемы и решения

Опубликовано в Детям  Автор: AdminGWP
Декабрь 14th, 2016

Шкoльныe гoды, бeзуслoвнo, чудeсныe. Нo рaзвe чтo для дeтeй, кoтoрыe любят xoдить в шкoлу. A eсли нeт? Вeдь пoступлeниe в пeрвый клaсс – стрeссoвый мoмeнт в жизни рeбёнкa, мeняющий привычный oбрaз eгo жизни. И нe всe дeти мoгут спрaвиться с ним сaмoстoятeльнo. O тoм, кaк им пoмoчь, мы пoгoвoрили с дирeктoрoм сeмeйнoгo оздоровительно центра «Мумидом» Натальей Павлычевой-Пугач.

Содержание:

  • Трудности адаптации
  • Группы риска

В этой статье мы поговорим об адаптации детей в школе. А также расскажем как родители могут помочь школьникам преодолеть этот непростой период адаптации.

 

Трудности адаптации

Мы с вами уже говорили о важности подготовки ребёнка к школе в статье «Подготовка к школе: когда начать?». Какую роль она играет в процессе адаптации? 

Безусловно, подготовка очень важна. Когда ребёнок интеллектуально и эмоционально готов к школе, самостоятелен, то его время и ресурсы уходят на качественное получение новых знаний. Поэтому к семи годам определённые моменты у него должны быть отлажены на автоматизме. Грубо говоря, если ребёнок застёгивает пуговицы, не задумываясь, то он не будет тратить на это время на перемене после физкультуры, а подготовится к следующему уроку. И если такие, казалось бы, маленькие трудности не цепляются друг за друга, остаётся только суть предмета, за которой ребёнок и приходит в школу. Ему так и проще, и интереснее. 

Как понять, что адаптация проходит успешно? 

Начнём с того, что первый класс как раз и предназначен для адаптации ребёнка к новым условиям и режиму. К тому, что нужно спокойно сидеть определённое время, поднимать руку, ходить в столовую и выполнять правила той организации, в которой он находится. И уже по истечении двух четвертей можно говорить, насколько успешно проходит адаптация. Во всех школах проводят тестирования, а на родительских собраниях затем озвучивают результаты. Если что-то не так, психолог школы должен предложить конкретные действия.

Какие причины могут помешать нормальной адаптации ребёнка?

Прежде всего, это нарушение коммуникативной функции и организации учебного поведения. Отвлекся ребёнок на уроке – не понял, отвернулся, обиделся, начал баловаться и отвлекать класс. А потом родители слышат, что он сорвал урок, и с ним невозможно заниматься. А он нормальный ребёнок, просто где-то прослушал, и ему стало непонятно и неинтересно. И родители не знают, что делать.

Обычно после второй четверти, ближе к Новому году, к нам начинают поступать звонки – проблемы с поведением. А если ребёнок со своим поведением не включается в учебный процесс, за ним тянется и академическая неуспеваемость.


Оздоровительный центр «Мумидом»

294-30-22, 205-20-80
mumidom24.ru

 

Как можно с этим бороться?

С этой целью в нашем центре создаются групповые и индивидуальные занятия. Если проблема с коммуникациями, то это групповая работа сверстников, педагога, психолога. Вместе они учатся выстраивать диалог, договариваться, разрешать конкретные ситуации.

Индивидуальные занятия направлены, прежде всего, на работу с эмоциональным состоянием ребёнка. Например, раз – и заплакал в школе. И ведь это не значит, что ребёнок такой плохой и неправильный. Просто у него нет умения преодолевать трудности. Есть только один метод, закреплённый с детства – заплакать, но тут он не работает. Для этого и нужны занятия с психологом, помогающие найти новые способы поведения в той или иной ситуации.

 

Группы риска

Проблемы с адаптацией возникают только в первом классе?

Не только. И в первом, и во втором, и в пятом – в моменты, когда в привычном режиме ребёнка что-то меняется. Увеличивается нагрузка, появляются новые предметы, учителя, домашние задания. 

А существуют какие-то специфические отличия адаптации у ребёнка на домашнем воспитании?

Может быть ему будет сложнее именно с коммуникативной стороны, потому что у него не было навыка нахождения в группе. Дети, которые ходят в детский сад, находятся в социуме и выполняют определённые правила для всей группы. Поэтому с такой точки зрения, поход в школу для него новый опыт абсолютно.

Как вы относитесь к тому, что многие родители отправляют детей в школу в шесть лет? 

Лично я категорически против. Наверное, как и из любого правила, здесь тоже есть исключения, и существуют дети, которые в шесть лет реально готовы пойти в школу. Но это всего лишь исключение, которое лишний раз подтверждает правило. Ведь семилетний возраст неслучайно выбран отправной точкой. Иногда мы рекомендуем идти в школу и в восемь лет, когда есть такая возможность и необходимость ребёнку дорасти. Потому что потом – всё, назад дороги нет. Трудно, не трудно… А когда очень трудно, то начинает что-то не получаться, и у ребёнка просто пропадает желание учиться. Поэтому рекомендую четко разделять понятия готовности ребёнка к школе и амбиции родителей. 

Если ребёнок долгое время не может привыкнуть к новой для него среде, лучше не откладывать решение проблемы «на потом», а обратиться к помощи психолога. Не пускайте этот процесс на самотёк, ведь первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь.  

Комментарии закрыты.